Маркировка товара
Во многих странах, в том числе, в России, вводится обязательная маркировка товара. Такая инициатива направлена, в первую очередь, на борьбу с контрафактом и для прозрачности рынка в целом.
Суть
Маркировка представляет собой закрепленный за каждой товарной единицей уникальный двухмерный (2D) код. В зависимости от категории товара, это может быть PDF417, DataMatrix или QR (в будущем возможны и другие варианты).
Оператором маркировки в нашей стране выступает ЦРПТ обладая исключительным правом генерировать код маркировки.
Значение кода привязывает промаркированный продукт к информационной системе, которая хранит динамические данные о всех товарах в открытом доступе.
Основания
1 января 2019 года вступает в силу 487-ФЗ, внося изменения в:
– 54-ФЗ – добавление в список обязательных реквизитов кассового чека и БСО пункта «код товара»
– 381-ФЗ – утверждение перечня товаров, подлежащих маркировки и установление обязанности маркировки и описание привлечения к ответственности
Федеральные законы, связанные с темой: 192-ФЗ, 290-ФЗ
Распоряжение Правительства РФ № 791-Р – утверждает модель функционирования системы маркировки товара и ее основные принципы; распределяет права и обязанности участников информационной системы; придает юридическую значимость информации, передаваемой участниками оборота товара.
Распоряжение Правительства РФ № 792-Р – утверждает товарные группы, подлежащие обязательной маркировке; устанавливает сроки введения обязательной маркировки для каждой группы
Аспекты
По заявке, код генерируется оператором маркировки и передается производителю или импортеру
Производители и импортеры добавляют к товару индивидуальный код [прямая печать на упаковке, бирка, вкладыш, наклейка и т.д.], предназначенный для него.
Код зашифрован, и может быть расшифрован только оператором маркировки.
Код закрепляется за конкретным товаром и фиксируется в единой информационной системе с прикрепленными к ней данными о характеристиках товара, статусе реализации и другой технической информации.
На каждом этапе движения товара вносятся изменения статуса реализации от производства/импорта до продажи конечному потребителю на онлайн кассе.
Оператором маркировки разрабатывается бесплатное приложение под Android и iOS для потребителей, в котором можно получить данные о покупаемом товаре, просто отсканировав маркировочный код через камеру смартфона.
Функции маркировки
Информационная - единая информационная система хранит и возвращает по запросу данные о всех промаркированных товарах на всех этапах их жизненного цикла
Верификационная – ограничивает условия для формирования и развития контрафакта, как произведенного на территории страны, так и импортируемого
«Отбеливающая» - формирует прозрачный рынок естественным образом, через общественное участие в виде жалоб на недобросовестно реализованную продукцию
Оптимизирующая – обнажает логистические несовершенства инфраструктуры
Фискальная – увеличивает собираемость налогов с реализации товаров
Регулирующая – запрещает реализацию товара с неправильной маркировкой, с истекшим сроком годности, уже проданного товара и т.д.
Ситуация
Переход на маркировку происходит уже сейчас для отдельных групп товаров, в виде эксперимента и на добровольной основе.
Но с начала 2019 года это станет обязательным требованием, а список товарных групп, подлежащих маркировке, будет расширяться, пока не охватит весь рынок (планируется к 2021 году).
Последствия
Производителям/импортерам необходимо модифицировать оборудование для возможности маркировать свою продукцию (оснащение происходит за счет оператора маркировки)
Магазинам розничной торговли необходимо убедиться в наличии 2D сканера штрих-кода
Хозяйствующие субъекты смогут отслеживать все действия с товаром от момента его производства
Дополнительная статья расхода производителей/импортеров – взимание платы за единицу кода маркировки
Создание единой классификации товаров и производителей в виде интернет-каталога, с возможностью оставлять оценку качества и отзывы.
Маркировка ЕГАИС
Многие уже столкнулись с ЕГАИС как с маркировкой спиртосодержащей продукции.
Ее часто характеризуют как неудобную и из ряда вон выходящую. Например, для нормальной работы приходится использовать цифровую подпись специального образца, а в регионах, удаленных от сетей связи, где по Приказу №32 возможно работать с онлайн кассой в режиме офлайн, все ровно приходится подключать интернет для передачи данные в ЕГАИС.
Такие неудобства не остались без внимания, и предстоящая маркировка других товаров запланирована более удобным образом, с применением минимальных инструментов: онлайн касса, для передачи данных в ОФД, и 2D сканер – для считывания кода.
Вероятно, в будущем ЕГАИС адаптируется под новую систему маркировки
Перечень товарных групп
Согласно Распоряжению №792-Р, в ближайшем будущем, переход на обязательную маркировку ожидают:
с 1 марта 2019 – табачная продукция,
с 1 июля 2019 – обувные товары,
с 1 декабря 2019 – еще 8 позиций:
– Духи и туалетная вода;
– Шины и покрышки пневматические резиновые новые;
– Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
– Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
– Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
– Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
– Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
– Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки