Электронная подпись руководителя с 2023 года: что изменится


Со следующего года прекратят действие квалифицированные электронные подписи, выпущенные коммерческими удостоверяющими центрами для руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей. В нашей статье расскажем, как директору организации получить электронную подпись, которая будет действительна в 2023 году. Также разберемся, как сотрудник фирмы, представляющий ее интересы перед третьими лицами, сможет подписать цифровой документ

Электронные подписи с 1 января 2023 года

Электронные документы прочно вошли в наш обиход и стали привычным делом в работе компаний и частных коммерсантов. Для ведения документооборота с деловыми партнерами или внутри подразделений фирмы, отправки отчетности в ведомства, участия в электронных торгах, получения услуг на портале «Госуслуги» отправляемый файл подписывается специальной цифровой подписью.

Отношения в области применения цифровой подписи регулируются законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ. В этот документ были внесены значительные изменения, часть из которых уже вступила в силу в текущем году, а часть заработает с начала следующего года. Законом определено понятие электронной подписи и ее виды: простая или усиленная, созданная с использованием средств криптографической защиты.

В основе последней лежит технология закрытых и открытых ключей. Закрытый ключ доступен только владельцу подписи, с его помощью осуществляют математическое преобразование документа. Открытый ключ представляет собой набор данных, входящих в сертификат ключа проверки, указывающий на принадлежность определенному закрытому ключу и подтверждающий его владельца.

Усиленные цифровые подписи, в свою очередь, могут быть двух видов. Во-первых, это усиленная неквалифицированная подпись, которую налоговая служба применяет при работе с гражданами. Во-вторых, это усиленная квалифицированная подпись, которую используют в рамках юридически значимого электронного документооборота. По российскому законодательству именно она идентична собственноручной подписи человека и может применяться во всех гражданских правоотношениях.

С первого января 2023 года квалифицированные электронные подписи, выданные коммерческими удостоверяющими центрами для руководителей компаний и индивидуальных предпринимателей, перестанут действовать. Это значит, что первичные документы и отчетность подписывать ими со следующего года будет нельзя (пп. 2.3,2.7 ст. 3 закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ).

Функция выпуска квалифицированных электронных подписей для таких категорий налогоплательщиков с января 2022 года возложена на ФНС. Налоговики начали бесплатно выдавать электронные подписи лицам, которые без доверенности могут действовать от имени фирмы, и индивидуальным предпринимателям еще в июле 2021 года. Срок действия таких подписей ограничен только сроком действия сертификата.