Что изменится, а что останется по-прежнему в правилах по ККТ
Минфин меняет правила по ККТ: их включат в НК, а Закон о применении ККТ переименуют и перепишут. Что в итоге изменится, а что останется по-прежнему, «Главбуху» рассказал Александр Сорокин, заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС.
- ГЛАВБУХ: Александр Александрович, Минфин хочет внести в НК правила использования и проверок ККТ. Законопроекты с поправками в НК и в Закон о применении ККТ уже опубликовали на портале regulation.gov.ru. Для чего понадобилось вносить изменения в кодекс?
- АЛЕКСАНДР СОРОКИН: Целью применения ККТ является полнота учета выручки у компаний и предпринимателей, в том числе в целях налогообложения (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. — Примеч. ред.). НК не содержит прямых ссылок на Закон № 54-ФЗ. Поправки устранят этот пробел.
- Министерство предлагает переименовать Закон № 54-ФЗ. Ввести вместо понятия «применение ККТ» термин «фиксация расчетов». Какие действия понимаются под новым определением?
- Понятие «применение ККТ» фактически привязывает передачу набора данных в установленном виде к контрольно-кассовой технике. Вместе с тем сейчас главное, что требуется от компаний и предпринимателей, — это записать информацию о расчете в доверенное хранилище. Таким хранилищем являются фискальный накопитель и база фискальных данных ФНС. Поэтому Минфин хочет отказаться от привязки к инструменту фиксации расчета — ККТ. Планируется прямо указать обязанность налогоплательщика записать расчет в доверенную среду, то есть осуществить фиксацию расчета. Пусть и с использованием уже существующего инструмента — контрольно-кассовой техники.
- Еще одно новое понятие из проекта закона — «мнимые расчеты». Что оно означает? Во время проверок налоговые инспекторы сталкиваются с тем, что организации и предприниматели формируют на ККТ чеки, а операций на самом деле не проводят. Например, пробивают чеки на возврат. При этом они уменьшают выручку, хотя в реальности денег покупателям не возвращают. Предлагается ввести ответственность за такие действия.
- Минфин предлагает ввести новый вид проверок ККТ — оперативный контроль и в Закон № 54-ФЗ, и в НК. Что подразумевает такой контроль?
- Любые мероприятия, которые инспекторы будут проводить для оценки правильности фиксации расчетов. В том числе контрольная закупка, наблюдение, мониторинг, проверка.
- Станет ли у налоговых инспекторов больше возможностей следить за тем, как бизнес проводит расчеты с применением ККТ?
-Возможности останутся теми же, но с ограничениями, которые установлены НК. Новых рисков для бизнеса не появится.
- Проект поправок в Закон № 54-ФЗ предусматривает новое наказание за торговлю без ККТ: блокировку информационных ресурсов, через которые компания продает свой товар или предоставляет услуги. О чем идет речь?
- Предполагается, что под блокировку могут попасть сайты компаний и предпринимателей, а также страницы в соцсетях. Любой ресурс в интернете, который позволяет проводить расчеты без ККТ, может попасть под блокировку.
- За какие нарушения будут блокировать? Сейчас в проекте поправок в НК прописано, что блокировать сайты и страницы в соцсетях будут за любое нарушение Закона «О фиксации расчетов с применением ККТ». Напомню: последний пока что существует только в виде проекта. Заблокируют ресурсы только при условии, что компания ранее привлекалась к ответственности, а сумма незафиксированных расчетов составила более 1 млн руб. Решение о блокировке будет принимать уполномоченное лицо ФНС по представлению руководителя ИФНС. Это поможет исключить ошибочные решения о блокировках.
- Предполагается, что обмен документами на проверках будет вестись только в электронном виде через кабинет ККТ. Что будет, если предприниматель отправит сообщение об устранении нарушений на бумаге? Его сообщение не рассмотрят?
- Проект изменений в Закон № 54-ФЗ учитывает общий тренд на обмен сообщениями в электронном виде. Например, сейчас более 80 процентов заявлений о регистрации и перерегистрации ККТ компании и предприниматели представляют в ФНС через личный кабинет ККТ. Думаю, что обмен сообщениями на бумаге в 2023 году уйдет в прошлое.
- Минфин также предлагает упростить кассовый чек. Какие реквизиты уберут?
- Сейчас кассовый чек является первичным учетным документом. При этом он не содержит один из реквизитов первички — «Подпись лица, совершившего сделку» (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. — Примеч. ред.). Такую подпись на кассовом чеке заменяет фискальный признак — информация, защищающая подлинность данных в кассовом чеке и позволяющая выявить их корректировку. Поставить подписи на всех кассовых чеках, которые формируются автоматически, невозможно. Поэтому в проекте поправок в Закон № 54-ФЗ предлагается убрать эту коллизию — предусмотреть, что в чеках подпись не обязательна.